2023 год – Год учителя, педагога и наставника

Объявлен в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя Владимиром Путиным.

Глава российского государства отметил, что в 2023 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения основоположника научной педагогики в России Константина Ушинского. Он является автором книг «Родное слово» и «Детский мир». Это были первые в России общедоступные учебники для начального обучения детей, книги, понятные всем детям: рассказы и сказки о жизни природы и о мире животных. К. Д. Ушинскому можно посвятить выставки, «Волшебная мудрость произведений Ушинского», «Мир Ушинского», «Учитель русских учителей».

 

Учитель - это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения. Согласно словарю Ожегова, учитель - это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает.

Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Современный педагог - это человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ученику.

Наставник - человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи.

Учительство и учителя известны с древнейших времён человечества, однако самой распространённой профессией оно стало лишь сравнительно недавно.

Первые учителя были известны еще в Древней Греции, когда была построена одна из первых систем образования. С 7 лет дети могли ходить в школы, где обучались грамоте, арифметике, музыке, пению, рисованию. Помимо школ, в которых обучали наукам, существовали специальные частные гимнастические школы - палестры.

Важные даты календаря в рамках Года педагога и наставника

17 января - Международный день наставничества

25 января - День студента

4 марта - Международный день числа «Пи», поздравляют учителей математики

24 мая - День славянской письменности и культуры

1 сентября - День знаний

8 сентября - Международный день распространения грамотности

27 сентября - День педагога дошкольного образования

5 октября - День учителя

30 октября - День матери в РФ (мама - главный наставник!)

14 декабря - День Наума Грамотника - день, когда на Руси начинались занятия

Мудрые мысли об учителях: афоризмы, высказывания, цитаты великих людей

Мыслители всех времён подчеркивали высокое общественное значение учителя. «Сеятели разумного, доброго, вечного» – говорят об учителях. От них – всё лучшее в человеке. В Древней Руси складывалось искреннее почтение к учителю. «…Он был отцам отец и учителям учитель… неложный учитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник….».

 «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителей» - (Конфуций).

 «Настоящая цель каждого учителя не в то, чтобы внушить своё мнение другим, а в том, чтобы расжечь умы других» - (Ф.В.Робертсон).

 «Хороший учитель – как свеча. Он растворяет себя для того, чтобы дать другим свет» - (Автор неизвестен).

 «Настоящий учитель научит своих учеников не поддаваться чужому влиянию, в том числе своему» - (Эймос Бронсон Элкотт).

 «Хороший учитель даёт больше вопросов, чем ответов» - (Джозеф Альберс).

 «Подлинный учитель – самый лучший, самый верный друг родителей» - (А.Дистервег).

 «Хороший учитель – не тот, кто хорошо учит, а тот, кто сам учится» - (народная мудрость).

 «Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние» - (Генри Адамс).

 «Знать, как делать предположения - это великое искусство учителя» -  (Генри Фредеик Амиель).

 «Артистизм учителя – не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество» - (Вигман С.Л.).

 «Поток мыслей – это истории, истории о разных событиях, истории о людях и истории о достижениях. Самые лучшие учителя – это самые лучшие рассказчики историй. Мы учимся, слушая истории» - (Фрэнк Смит).

«Учителя, которые умеют вдохновлять, знают, что обучение похоже на ухаживание за садом. И те, кто не знает, что делать с колючками, никогда не должны заниматься цветами» - (Автор неизвестен).

 «Учителя должны вести вперёд, не заставляя, и участвовать, не подавляя» - (С.Б.Неблетте).

 «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель» - (Л.Н.Толстой).

 «Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний» - (Альберт Эйнштейн).

 «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» - (В. Ключевский).

 «Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный.

Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…» - (Дмитрий Лихачёв).

 «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» - (В.А.Сухомлинский).

 «Учитель – не «всемогущий взрослый», который имеет власть над «невежественным ребёнком». Учитель и ученик – равные партнёры, «равные не по знаниям или жизненному опыту, но по человеческому достоинству» - (Фабер Мазлиш).

 «Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет» - (Н.Рерих).

 «Будь тем, кто открывает двери для тех, кто идёт за тобой» - (Ральф Вальдо Эмерсон).

 «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах» - (Ш.А.Амонашвили).

 Великий тот учитель, который проникается делом, какому учит. (Катон Старший)

 Учитель творит Человека. Эти мудрые и весомые слова можно сказать только о матери и об отце. (В. Сухомлинский)

 И учитель, прохаживающийся в тени храма в окружении учеников, дарит им не мудрость свою, а только веру и способность любить. Если он действительно мудр, он не пригласит вас в дом своей мудрости, а лишь подведет вас к порогу вашего собственного ума. (Халиль Джебран)

 Учитель для школы — это то же самое, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мёртвом оцепенении, если он не сумеет вдохнуть в неё жизнь и движение... (А. Дистервег)

 Учитель – это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна. (Э. Хоббард)

 Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. (В. Белинский)

 Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Д. Менделеев)

 Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Э. Хоббард)

 Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Т. Фуллер)

 Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (А. Дистервег)

 

***

Учить трудиться, думать смело,
Шагать – дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души!

Наставникам – стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк,
Мудрейшей изо всех профессий,
Величье званья: «Педагог!»

Г. Крупин

***

Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из тёплых маминых рук
Учитель взял твою руку…

К.Ибряев

***

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни Шекспира, ни Коперника,
Ни поэта, ни мыслителя.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Некоторые Америки,
Оставались неоткрытыми.

В.Тушнова

 

Проектная работа библиотек Рогнединского района в рамках Года педагога и наставника